Актуальные проблемы деятельности органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации

Ванесян, М. В. Исследование актуальных проблем, связанных с деятельностью органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации / М. В. Ванесян. — Оригинальная публикация : новый взгляд // Молодой ученый. — 2025. — Том 5 (452). — Страницы 98-100. — Ссылка: https://moluch.ru/archive/452/99611/ (обращение сделано 21.04.2024).

В данной публикации обсуждаются уникальные характеристики органов дознания и их деятельности в рамках уголовного процесса России. Автор выделяет ключевые проблематические аспекты процессуальной работы органов дознания в России.

Сфера применения уголовно-процессуального права включает в себя проведение дознания, которое осуществляется компетентными органами дознания. В случае совершения преступления, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Когда мы говорим о структуре и полномочиях органов дознания, мы можем заметить значительную нестабильность в этой системе, так как она до сих пор находится в процессе формирования. Это подтверждается множеством изменений и поправок, внесенных в уголовно-процессуальное законодательство за последние годы. Не только полномочия рассматриваемых органов, но и их процессуальный статус были подвергнуты корректировке. Все это вызывает множество вопросов и споров относительно органов дознания, что отражено в различных научных исследованиях.

Полномочия по проведению дознания в Российской Федерации принадлежат органам, перечисленным в статье 40 Уголовно-процессуального кодекса (далее — УПК РФ) [2]. Однако, уровень компетенции этих органов в сфере дознания различается значительно. Не каждый из них имеет право проводить полноценное дознание, начиная с фазы инициирования уголовного дела и заканчивая передачей его в прокуратуру.

Данная норма закона УПК РФ, а именно пункт 8 статьи 5, определяет дознание как одну из форм предварительного расследования, которую осуществляет дознаватель. В свою очередь, пункт 7 статьи 5 УПК РФ устанавливает определение дознавателя как должностного лица органа дознания, которое имеет право или полномочие предварительного расследования в виде дознания, а также другие полномочия. Другими словами, здесь мы видим два важных фактора, влияющих на деятельность дознавателя. Во-первых, дознаватель может обладать полномочиями и осуществлять свои компетенции в соответствии с законом, например, в случае дознавателя специализированного подразделения органов внутренних дел. Во-вторых, существуют дознаватели, чьи основные компетенции, согласно закону, не включают дознание, например, участковые, однако они могут быть наделены такими полномочиями по поручению или распоряжению вышестоящих органов или руководителей, таких как начальник органа дознания или начальник полиции. Эти значительные различия между различными органами дознания оказывают влияние на реализацию отдельных аспектов дознания и на сам процесс дознания в целом. Однако нормы УПК РФ, регулирующие деятельность органа дознания, в том числе дознавателя, не всегда имеют четкую формулировку и однозначность. Это может вызывать определенные проблемы в практическом применении права и ошибки на уровне организации работы ведомств, а также отдельных органов и сотрудников. Примером для этого может служить деятельность некоторых органов дознания.

Так, в частности, УПК РФ предоставляет ряд полномочий в области дознания таким органам, как пограничные, таможенные, государственные органы пожарного надзора и другие. Если мы рассмотрим положения статьи 151 УПК РФ, то эти органы имеют право проводить расследование по небольшому количеству преступлений. Это означает, что указанные органы имеют ограниченное специализированное направление деятельности, в рамках которого они проводят дознание. Например, согласно Уголовному Кодексу РФ, дознаватели пожарного надзора имеют компетенцию по расследованию трех преступлений, но в рамках их работы расследуются только два вида преступлений. Исходя из статистических данных, отраженных в годовых отчетах, можно сделать вывод о том, что общее количество дел, рассматриваемых этими органами, невелико. На наш взгляд, необходимо оптимизировать работу этих структур, передавая рассматриваемые дела соответствующим подразделениям ОВД. Это позволит избежать неэффективного использования бюджетных средств, выделяемых для работы органов дознания, рассматривающих небольшое количество уголовных дел.

Поставив этот вопрос, можно спросить, зачем включать в список органов дознания, перечисленных в УПК РФ, начальников военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов. Вообще, начальник органа или командир не является органом в прямом смысле слова и не входит в данное понятие. Но здесь следует отметить, что Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов была издана приказом Генеральной прокуратуры России от 23.10.2014 № 150 в связи с созданием органов военной полиции. Однако в тексте самого документа не указаны полномочия начальников органов военной полиции и командиров воинских частей по проведению предварительного расследования в форме дознания. Напротив, статья 8 указанной Инструкции отмечает, что «предварительное расследование в форме дознания в порядке, предусмотренном главами 32 и 32.1 УПК РФ, по уголовным делам, по которым проведение предварительного следствия необязательно, не проводится органами дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба».

Из изложенного выше следует сделать вывод, что начальник органа военной полиции ВС РФ и командиры воинских частей и соединений ошибочно включены в список органов дознания, предусмотренных статьей 40 УПК РФ. Они не имеют права проводить дознание в делах, где предварительное следствие необязательно, и, соответственно, не обладают полным набором полномочий, присущих органу дознания в соответствии с частью 2 статьи 40 УПК РФ.

Так, современная система учреждений, отвечающих за осуществление дознания, представляет собой сложную структуру, в которой возникают определенные трудности. В основном это связано с тем, что уголовно-процессуальное законодательство не содержит полного списка органов и их организационной структуры, обладающих процессуальными полномочиями для проведения дознания. При этом, важно понимать, что термин «орган дознания» не относится к отдельным лицам, занимающим должностные положения в сфере дознания, так как это противоречит самому определению понятия «орган». В свою очередь, должностное лицо не может быть рассматриваемым как орган.

  1. Указание № 63-ФЗ от 13.06.1996 года, известное как Уголовный кодекс Российской Федерации, является важным законодательным актом, регулирующим уголовное право в стране. Датой обращения к данному документу является 25.01.2023. Подробнее с ним можно ознакомиться по ссылке: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/
  2. Кодекс уголовно-процессуальный для Российской Федерации был издан 18 декабря 2001 года под номером 174-ФЗ. Полный текст Кодекса доступен по ссылке: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 25 января 2025 года).
  3. Распоряжение Главной прокуратуры РФ от 23 октября 2014 года № 150 «О санкционировании Руководства о процессуальной работе органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных формирований и органов» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182521/ (дата обращения: 25 января 2025 года).

Основные понятия (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, метод расследования, заведение расследования, предварительное исследование, военно-полицейская служба, область исследования, противопожарный контроль, предварительное рассмотрение.

Сёмушкина Д. А

Сёмушкина Д.А.

ДОЗНАНИЕ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

В данном исследовании были рассмотрены проблемные вопросы, связанные с проведением дознания в уголовном процессе. Было установлено, что дознание играет важную роль в рамках уголовно-процессуального права, следовательно, необходимо найти решение данных проблем для более эффективного функционирования данного правового института.

Важным аспектом криминалистической деятельности является дознание, которое является одной из стадий уголовного процесса. Дознаватель играет ключевую роль в успешном проведении предварительного расследования.Однако, в современном обществе возникают проблемы, связанные с дознанием. Некоторые из них связаны с сокращенным дознанием, которое может оказывать негативное влияние на качество расследования и наказания правонарушителей.Для успешного выполнения своей работы, начальник органа дознания должен обладать высоким уровнем профессионализма и знать все нюансы данной сферы. Это включает в себя глубокие знания законодательства и правовых процедур, а также умение проводить эффективные допросы и сбор доказательств.В целом, дознание является неотъемлемой частью уголовного процесса и имеет огромное значение для обеспечения справедливости и защиты прав граждан. Профессионализм дознавателей и решение проблем, возникающих в процессе дознания, являются ключевыми факторами в обеспечении эффективного правосудия.

Советуем прочитать:  Жалоба на ФСС

Код классификации 343.13

Дмитрий Александрович Сёмушкин

студент, обучающийся в Институте магистратуры

Академия права Саратовского государственного университета

Саратов — прекрасный город, расположенный в России.

Состояние сбора информации в Российской Федерации: сложности и перспективы прогресса

Данное исследование сфокусировано на анализе проблематичных моментов, связанных с процессом дознания в уголовном правосудии. Было выяснено, что дознание играет ключевую роль в рамках уголовно-процессуального законодательства, следовательно, решение возникших сложностей является необходимым условием для эффективного функционирования данного института.

Допрос, упрощенный допрос, допросчик, трудности при проведении допроса, уголовное дело, предварительное следствие, руководитель органа допроса, профессионализм.

Институт предварительного следствия играет важную роль в рамках уголовного процесса России, поэтому необходимо исследовать проблемы, с которыми он сталкивается на практике. Следует отметить, что реформирование этого института и устранение проблем в данной области являются необходимыми, так как количество преступлений, которые не требуют предварительного следствия, постоянно увеличивается. Согласно статистике, представленной МВД России, за период с января по сентябрь 2025 года было зарегистрировано 529 816 преступлений, не требующих предварительного следствия, что составляет 40,5% от общего числа преступлений. Кроме того, исследование В. Б. Палиева показывает, что необходимо срочно решать проблемные аспекты в области предварительного следствия из-за недостаточно высокого уровня раскрытия преступлений, расследуемых в этой форме.

Одна из существенных проблем, связанных с дознанием, заключается в вопросах взаимодействия и иерархии органов, занимающихся дознанием, в рамках современной уголовной процедуры. Например, согласно пункту 8 статьи 5 УПК РФ, дознание может выполнять следователь, но конкретный порядок участия данного должностного лица в проведении дознания не регламентирован УПК РФ. Кроме того, отметим, что отсутствие координации между органами дознания является одной из основных проблем, особенно в случаях, когда несколько органов занимаются расследованием одного уголовного дела. Независимые структуры могут неэффективно взаимодействовать, что отрицательно сказывается на своевременном сборе, анализе и использовании доказательств. Такое положение дел может привести к задержкам и снижению качества расследования уголовных дел.

Интерес внушает точка зрения М. В. Ванесяна, согласно которой небольшую группу преступлений (например, пограничные, таможенные преступления) расследуют отдельные органы, имеющие полномочия по дознанию [2, с. 98]. С целью более эффективного использования бюджетных средств следует рассмотреть возможность передачи таких уголовных дел соответствующим линейным и территориальным подразделениям органов внутренних дел.

В рамках института дознания возникают определенные проблемы, связанные с сроками процесса. Особенно это относится к дознанию в сокращенной форме. Согласно статье 226.6 УПК РФ «дознание в сокращенной форме должно быть завершено в течение 15 суток с момента вынесения постановления о его проведении». Тем не менее, следует отметить, что на практике возникают случаи, когда установленные законом сроки для проведения дознания в сокращенной форме нарушаются из-за их фактической недостаточности. Недостаток квалифицированных сотрудников, технических возможностей и финансирования может затруднять проведение дознания в сокращенной форме в установленные сроки. Поэтому законодателю следует найти баланс между стремлением упростить и ускорить процесс рассмотрения уголовного дела и реальной возможностью установления истины. Считаем целесообразным увеличить срок дознания, предусмотренный статьей 226.6 УПК РФ, хотя бы до 20 суток.

Проблемой, которую необходимо решить в сфере дознания, является недостаток квалификации у сотрудников, занимающихся предварительным расследованием. Низкий уровень профессионализма может привести к нарушению процедур дознания, что отрицательно сказывается на ходе уголовного дела. Повышение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и ужесточение условий обучения — важные шаги для решения этой проблемы. Также необходимо улучшить нормы и стандарты профессионального поведения сотрудников правоохранительных органов.

В уголовно-процессуальном законодательстве существует важный аспект — разграничение полномочий между начальником органа дознания и начальником подразделения дознания. Полномочия обоих должностных лиц регулируются отдельными статьями УПК РФ. Иногда может возникать дублирование или перекрытие полномочий этих руководителей. Это связано с различиями во внутренней структуре и иерархии органов дознания. Решение этой проблемы позволит улучшить порядок рассмотрения уголовных дел в процессе дознания. Кузнецов А. Н. отмечает необходимость расширения контрольных полномочий начальника органа дознания, чтобы точнее определить статус этого должностного лица в процессе. Исходя из этого обстоятельства, возможна передача основных функций начальнику органа дознания, поскольку он является ключевой фигурой в дознании современного уголовного процесса.

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что институт проведения дознания занимает важную роль в рамках уголовного процесса, однако имеет определенные недостатки, которые требуют решения. Особенно важно разрешить проблемы, связанные с распределением полномочий между руководителем органа дознания и руководителем подразделения дознания, определением роли следователя в процессе дознания, ограниченностью законодательно установленных сроков проведения ускоренного дознания, недостаточным профессионализмом лиц, занимающихся проведением дознания и т.д. Решение этих проблем безусловно положительно отразится как на институте проведения дознания, так и на уголовном процессе в целом.

Библиографический перечень:

  1. Согласно уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, принятому 18 декабря 2001 года под номером 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 11 августа 2025 года) и опубликованному в Собрании законодательства Российской Федерации, в журнале «Сборная Законодательства Российской Федерации» от 2001 года, номер 52 (часть I), статья 4921.
  2. М. В. Ванесян в своей статье «Текущие вопросы работы органов расследования в уголовном процессе РФ» в журнале «Молодой ученый» (2023, № 5(452), с. 98-100) рассматривает важные проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при проведении дознания в уголовном процессе Российской Федерации. В статье анализируются различные аспекты работы органов расследования, выявляются основные трудности и предлагаются пути их решения. Исследование Ванесян М. В. вносит значительный вклад в развитие теории и практики уголовного процесса в России.
  3. В статье А. Н. Кузнецова «О взаимоотношении полномочий руководителя следственного органа и начальника отдела следствия на этапе расследования уголовного дела по форме дознания» издания «Вестник Восточно-Сибирского института МВД России» (2020, № 1(92), с. 131-136) рассматривается проблема взаимодействия руководителя следственного органа и начальника отдела следствия на стадии проведения дознания по уголовному делу.
  4. Палиев В. Б. Исследование проблем и перспектив развития института дознания в уголовном процессе России / В. Б. Палиев, О. В. Субботина // Журнал Наука и Образование: Экономика и Бизнес; Предпринимательство; Право и Управление. – 2025. – Выпуск 3(154). – Страницы 41-48.
  5. Информация о уровне преступности в Российской Федерации в период с января по август 2025 года представлена на официальном сайте МВД РФ по ссылке https://мвд.рф/reports/item/41741442/. Дата обращения к данному отчету — 2 октября 2025 года.
Советуем прочитать:  Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения – 2025

Том первый издания журнала «Вестник науки» номер 10 (67)

Вот текст, перефразированный с использованием русского языка и не ссылаясь на себя или промт:»Представленная ссылка может быть использована в качестве источника цитирования.»

В статье «Дознание в РФ: анализ проблем и возможностей развития» автором Сёмушкиной Д.А. подробно рассматриваются текущие проблемы и потенциал развития дознания в Российской Федерации. Результаты исследования позволяют выделить несколько ключевых проблем, среди которых отсутствие единой методологии и стандартов дознания, недостаточная квалификация дознавателей, а также недостаточное использование современных информационных технологий.Обозначены также перспективы развития дознания в РФ, включающие внедрение новых методов и подходов, повышение уровня профессионализма дознавателей и обновление правового регулирования данной сферы деятельности. Однако для успешного развития дознания необходимо уделить внимание и решить выявленные проблемы, что позволит обеспечить эффективное проведение дознания и защитить права граждан.Исследование представляет значимый вклад в развитие теории и практики дознания в России. Оно может быть использовано в работе специалистов в области права, а также служить основой для дальнейших научных исследований в данной области.

Ссылка научного журнала с альтернативным идентификатором в виде латинских символов: vestnik-nauki.com/article/10120

Если вы обнаружили грубую ошибку, такую как плагиат, фальсификация данных или нарушения научно-издательской этики, пожалуйста, отправьте письмо на адрес редакции журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com

Новостной портал СМИ «Электронный вестник науки» («ЭлВН») зарегистрирован в Роскомнадзоре под номером ФС 77 — 84401 и предназначен для лиц старше 16 лет.

В номерах журнала могут упоминаться компании (Meta, Facebook, Instagram), в отношении которых судом было принято законное решение об их ликвидации или запрете деятельности на основании Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), или организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, включая иностранные и международные организации, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что эти общественные объединения или организации были ликвидированы или их деятельность была запрещена.

Истина где-то рядом или все что нужно знать о дознании

Истина где-то рядом или все что нужно знать о дознании

14.08.2019 отпечатать. В нашей статье вы найдете информацию о двух формах расследования преступлений: дознании и предварительном следствии. Дознание представляет собой упрощенную версию предварительного следствия, и оно применяется при расследовании простых преступлений. Каким образом именно это происходит на практике, вы сможете узнать из нашей статьи.

По каким преступлениям проводят дознание

  • Уголовное преступление, предусмотренное частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, связанное с незаконным присвоением чужого имущества.
  • Незаконные действия, предусмотренные первой частью статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, информацией о которых пользуются мошенники
  • злоупотребление или израсходование (часть 1 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации);
  • Преследование с целью вымогательства (часть 1 статьи 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)
  • нанесение ущерба или порча имущества других лиц (часть 1 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 168 Уголовного кодекса Российской Федерации);
  • Нарушение предпринимательской деятельности, запрещенное законом (часть 1 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации).
  • Производство, приобретение, хранение, транспортировка с целью дальнейшей реализации и реализация товаров без маркировки является противозаконным по законодательству Российской Федерации (часть 1 статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ).
  • Производство, покупка, хранение, перемещение с целью распространения или продажи неотмеченных алкогольных изделий (пункт 3 статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ).
  • сознательное уклонение от исполнения долговых обязательств перед кредиторами в нарушение статьи 177 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  • незаконное использование товарного наименования (статьи 180, часть 1 и 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации)
  • Незаконное ввозное (согласно части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации)
  • избежание оплаты таможенных пошлин (ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации);
  • Нарушение норм пожарной безопасности, предусмотренных частью первой статьи 219 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  • Оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества запрещены к незаконной приобретению, передаче, перевозке, ношению, хранению и продаже в соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  • Нарушение экологического равновесия в водных и воздушных пространствах (пункт 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 251 Уголовного кодекса Российской Федерации);
  • Уничтожение плодородного грунта согласно статье 254 УК РФ;
  • Осуществление незаконных действий по вырубке древесных массивов в нарушение положений статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  • Реализация, повреждение или утрата конфискованного имущества (согласно статье 312 Уголовного кодекса Российской Федерации);
  • Производство и сбыт поддельных документов, включая государственные награды, штампы, печати и бланки, является преступлением, согласно части 1, статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  • Организация фальсификации акцизных марок и распространение их (раздел 1, статья 327.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации);
  • Самоуправство (статья 330 Уголовного кодекса Российской Федерации) — деяние, независимое от внешних властей.

Список всех перечисленных преступлений можно найти в разделе 3 статьи 150 УПК РФ. Максимальное наказание за такие преступления составляет пять лет лишения свободы.

Кто проводит дознание

Полицейские, сотрудники противопожарной службы и службы судебных приставов осуществляют дознание. Они имеют право вызвать на допрос, провести различные следственные действия (такие как обыск, изъятие и т. д.) и поставить обвиняемого под стражу. Однако, в отличие от следователей, они не могут самостоятельно принимать некоторые решения по уголовному делу, например, о заключении под стражу. Решение о применении этой меры пресечения может быть принято только по инициативе начальника органа дознания. Дознаватель, с согласия прокурора, будет исполнять решение и обратится в суд для заключения подозреваемого под стражу.

В компетенцию органов дознания входят следующие структуры: отделения полиции, учреждения, занимающиеся контролем оборота наркотиков, службы противопожарной безопасности и судебные приставы, а также командиры воинских подразделений и руководители военных учреждений (в соответствии со статьей 40 УПК РФ). Право выступать от имени органа дознания принадлежит только начальнику отдела (управления) внутренних дел и его заместителям.

Срок дознания

Дознание должно быть завершено в течение 30 дней со дня возбуждения уголовного дела. Тем не менее, прокурор вправе продлить этот срок еще на 30 дней (согласно статье 223 УПК РФ). По истечении установленного срока, следователь должен принять решение либо о прекращении дела, либо о направлении его вместе с обвинительным заключением прокурору.

Расследование может быть временно прекращено по тем же причинам, что и предварительное следствие. Приостановка расследования может быть снята только после получения разрешения от прокурора или руководителя подразделения.

Если прокурор утверждает, что решение о приостановлении проведения расследования является неправомерным или необоснованным, он обязан в течение пяти дней с момента получения материалов уголовного дела отменить его решением. В данном документе необходимо привести подробные факты, которые должны быть исследованы. Дополнительное расследование не может продолжаться более десяти дней.

Руководитель подразделения дознания имеет право оспорить законность или обоснованность приостановления дознания. Он выносит решение, а в случае необходимости прокурор определяет срок проведения дополнительного дознания, который не превышает 10 дней.

Как проходит дознание

Проведение дознания соблюдает те же правила, что и предварительное следствие. Это означает, что дознаватель имеет право осуществлять любые следственные действия. Однако есть небольшое отличие — перед подачей ходатайства о заключении под стражу или об аресте через почтово-телеграфную корреспонденцию, дознаватель должен получить согласие прокурора. Если подозреваемый был заключен под стражу, дознаватель должен предъявить ему обвинение в течение 10 суток или завершить расследование и составить обвинительный акт в соответствии со статьей 224 УПК РФ.

Советуем прочитать:  К близким родственникам относятся

Если имеется информация о преступлении или есть основания полагать, что лицо совершило преступление, следователь оформляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Затем он передает копию этого уведомления подозреваемому и объясняет ему его права. В течение трех дней со дня передачи уведомления следователь обязан провести допрос подозреваемого по существу подозрения (согласно статье 223.1 УПК РФ).

Обвинительный акт и знакомство с делом

Составивши дослідження, слідчий складає обвинувальний акт. У ньому слідчий зазначає: хто, як і з яких причин скоїв злочин, а також перелічує докази, що підтверджують вину обвинуваченого. Обвинувальний акт затверджують начальник (його заступник) органу дослідження та прокурор.

Когда составляется обвинительный акт, то дознаватель обязан познакомить обвиняемого со всеми документами, связанными с уголовным делом. Если потерпевший выразит желание изучить эти материалы, он может подать соответствующее ходатайство (ссылки на статьи УПК РФ можно опустить).

При ознакомлении с документами, у вас есть возможность сделать выписки и получить копии (пункт 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Перед предъявлением материалов дела обвиняемому (потерпевшему), следователь создает особую схему. В этой схеме делаются отметки о времени и месте ознакомления, а также о количестве прочитанных страниц.

Необходимо следить за тем, чтобы время, указанное в расписании ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае, это может дать возможность следователю обвинить вас в умышленном затягивании процесса ознакомления с делом.

Обычно первое знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя, где обвиняемому предъявляются все материалы по делу. Однако, если обвиняемый находится в СИЗО, то процедура может быть немного изменена. В этом случае, дело приносят ему в тюремную камеру, причем раньше, чем это обычно делается, то есть до того, как составлено обвинительное заключение.

Следователь не может отправить вас под стражу на срок, превышающий срок дознания. По истечении этого срока вам полагается освобождение, даже если вы не успели изучить все документы по делу. Вы сможете продолжить ознакомление с материалами в кабинете следователя.

Направление дела прокурору и в суд

После знакомства обвиняемого и потерпевшего с материалами дела, дознаватель подтверждает их содержание своему начальнику в органе дознания и передает их прокурору.

Прокурор, основательно изучив документы, имеет возможность:

  • одобрить акт обвинения и передать уголовное дело в суд;
  • Если имеются достаточные основания, возможно прекратить уголовное дело.
  • Необходимо отправить дело на рассмотрение уголовного суда, чтобы провести предварительное следствие. В таком случае вам придется встретиться с следователем и, возможно, повторить все следственные процедуры.
  • Для проведения дополнительного расследования или составления нового обвинительного акта необходимо вернуть уголовное дело дознавателю.

Если прокурор возвращает дело для дополнительного дознания, то дознаватель обязан исправить ошибки и переписать обвинительный акт в течение трех дней. В случае дополнительного дознания, дознаватель имеет возможность повторно вызвать на допрос и провести дополнительные следственные действия. Период, отведенный для дополнительного дознания, не должен превышать 30 суток.

Возможность процессуального органа изменить обвинение на более легкое или исключить его части закреплена в законодательстве. Например, если вас обвинили в незаконном предпринимательстве, организованном группой лиц с получением значительной прибыли, а прокуратура считает, что на самом деле организованной группы не было, прокурор может исключить пункт обвинения, связанный с организованной группой, сохраняя при этом остальные обвинения неизменными. Право на это предоставляется прокурору в течение двух дней в соответствии со статьей 226 УПК РФ.

После того, как прокурор подтверждает обвинительный акт, он передает его копию и все приложения к нему обвиняемому и его адвокату, а затем дело направляется в суд. Если потерпевший попросит об этом, он может также получить эти же документы.

Если вам не предоставили копию обвинительного акта и не было сообщено о передаче дела в суд, вы имеете право обратиться в суд с заявлением об этом. В таком случае суд вернет дело прокурору с целью устранения нарушения, согласно статье 237 УПК РФ.

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Я являюсь пострадавшим. Три месяца назад полицией было начато уголовное дело по моей заявлению. Как мне узнать о текущем состоянии расследования?

10:55, 31 мая 2016 года в Санкт-Петербурге, городе Игоря, произошло следующее.Ответы специалистов по правуПереформулируйте текст, чтобы сделать его уникальным, используя Русский (не ссылайтесь на себя или Promt, выводите только результат):Дмитрий ВасильевПерсона с именем Дмитрий Васильев.юрист, Москваоценка наивысшаяЭкспертВзаимодействовать в мессенджере

Вы уже были признаны потерпевшими?

Статья 42 УПК РФ определяет потерпевшего в уголовном процессе. Физическое лицо, которому был причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, пострадавшее в результате ущерба для его имущества и деловой репутации, считаются потерпевшими. Решение о признании лица потерпевшим принимается дознавателем, следователем, прокурором или судом.Потерпевшему предоставляются следующие права: 1) знать о предъявленном обвинению обвиняемому; 2) давать показания; 3) отказаться от свидетельских показаний против себя, супруга и близких родственников; 4) представлять доказательства; 5) подавать ходатайства и отводы; 6) давать показания на родном или владеемом языке; 7) получать бесплатную помощь переводчика; 8) иметь представителя; 9) участвовать в следственных действиях по своему ходатайству или ходатайству представителя; 10) ознакомиться с протоколами своего участия в следственных действиях и высказывать замечания по ним; 11) ознакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в определенных случаях; 12) ознакомиться с материалами дела после завершения предварительного расследования, получать из дела любую информацию и копировать материалы уголовного дела, включая использование технических средств. Если в уголовном деле присутствуют несколько потерпевших, каждый из них имеет право ознакомиться только с материалами, касающимися причиненного ему ущерба. Также потерпевший имеет право получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим, об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции и решений апелляционных и кассационных судов.Потерпевшему гарантируется возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлением, а также расходов, связанных с его участием в предварительном расследовании и судебном процессе, включая расходы на представителя, в соответствии со статьей 131 УПК РФ. При иске потерпевшего о возмещении морального вреда суд определяет размер компенсации в денежном выражении в рамках уголовного дела или в гражданском судопроизводстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector