Причин для обращения в трудовую инспекцию множество. Часто встречаются случаи нарушений, связанных с различными выплатами: заработной платы, отпускных, больничных, расчётных и других.
Бывает, что работодатели лишают сотрудников отпуска или требуют работать в выходные и праздничные дни без предоставления компенсации и оплаты сверхурочных. Также нарушение режима труда и отдыха, правил безопасности на производстве, превышение длительности рабочих смен и другие подобные ситуации служат поводом для жалобы в трудовую инспекцию.
В инспекцию также обращаются несправедливо уволенные сотрудники с требованием восстановить их на работе.
Однако в некоторых случаях трудовая инспекция не примет заявление. Тогда жалоба будет направлена в суд для разрешения индивидуальных споров:
- оценка преимущественного права на сохранение должности;
- оценка производительности и эффективности работника работодателем;
- решение о целесообразности сокращения штата;
- оценка целесообразности исключения должности сотрудника.
Куда и когда подавать жалобу
Жалоба подается на адрес местной территориальной трудовой инспекции (отделения есть во всех крупных городах и населённых пунктах).
Срок для подачи жалобы составляет три месяца с момента возникновения трудового спора.
После этого срока жалоба не будет рассмотрена, и у работника останется один путь – подать на компанию в суд для восстановления справедливости. Следует отметить, что жалобу можно подавать как во время работы на предприятии, так и после увольнения.
Сроки рассмотрения жалобы
Законодательство чётко регламентирует сроки рассмотрения таких заявлений. В большинстве случаев они не превышают тридцати дней, но иногда, по обоснованным причинам, этот срок может быть продлён, но не более чем на один месяц. При этом инспекторы уведомят заявителя о продлении, объяснив причину.
Можно ли подать жалобу анонимно
Трудовая инспекция – государственный орган, разбирающий сложные ситуации в отношениях между работником и работодателем. Как и любая другая госструктура, она не принимает анонимные жалобы. Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ № 59, гражданин не получит ответа на анонимную жалобу.
Для сохранения конфиденциальности можно включить в жалобу пункт с просьбой не раскрывать информацию о заявителе работодателю.
По закону специалисты трудовой инспекции обязаны принять необходимые меры для урегулирования конфликта и направить ответ составителю жалобы по результатам разбирательства.
Ожидаемые результаты
Написание жалобы не гарантирует её полного удовлетворения. Возможно частичное удовлетворение или отказ. Но решение должно быть вынесено в строгом соответствии с законодательством РФ. В процессе рассмотрения жалобы юристы трудовой инспекции, которые участвуют в расследовании трудовых споров, обратятся к работодателю с требованием предоставить всю необходимую информацию для разбирательства. При выявлении нарушений работодателю будет выдано требование об их устранении и наложены штрафные санкции.
Если заявитель не согласен с решением территориальной трудовой инспекции, он имеет право обжаловать его в вышестоящем органе (например, написав заявление главному инспектору по труду РФ) или в судебном порядке.
Правила составления документа
Единого установленного законом образца жалобы не существует, поэтому работник может написать ее в произвольной форме. Тем не менее, следует придерживаться некоторых стандартов при составлении подобных документов, а именно указать:
- адресата, то есть название и номер трудовой инспекции;
- свои персональные данные (должность, фамилию, имя, отчество);
- максимально подробно описать суть проблемы;
- личную подпись, контактный номер телефона и дату составления жалобы.
Отметим, что сотрудники ГИТ предлагают рекомендованный шаблон заявления. Этот документ предназначен для инспектора по охране труда, который формирует его на основании жалоб от работников. В нем нужно только заполнить необходимые поля. Документ можно распечатать и заполнить от руки или заполнить на компьютере, распечатать и отправить в службу.
Если возникают трудности с составлением жалобы, можно обратиться за помощью к независимому юристу (но эта услуга платная) или воспользоваться консультацией сотрудника трудовой инспекции.
При составлении заявления нужно ссылаться на нарушенные нормы закона (желательно указывать конкретные статьи). Также необходимо включить в него список прилагаемых документов:
- копия трудовой книжки;
- копия трудового договора или договора ГПД;
- другие документы, подтверждающие наличие проблемы.
Если жалобу отправляет представитель, то понадобится доверенность, которую не нужно заверять у нотариуса.
К написанию жалобы следует относиться крайне внимательно, так как она является юридически значимым документом и может быть использована при обращении в суд.
Все изложенные в ней сведения должны быть достоверными, недопустимы ошибки, а тем более включение заведомо ложной информации. В противном случае, при выявлении таких фактов, работник может понести наказание (например, за клевету).
Через сервис Онлайнинспекция.рф
С недавнего времени законодательство предусмотрело еще один метод отправки жалобы в территориальную ГИТ ─ заявление через сервис Онлайнинспекция.рф. Для этого необходимо:
- Выбрать необходимую функцию и проблему. Нажать на кнопку «Продолжить».
- Система перенаправит заявителя на Госуслуги, откуда поступит личная информация о гражданине, а необходимые поля будут заполнены автоматически.
- Далее нужно описать суть проблемы и отправить в ГИТ с помощью одноименной кнопки.
Служба рассмотрит запрос в течение месяца.
Через Госуслуги
Еще один удобный метод ─ подача жалобы напрямую через сервис Госуслуги. Алгоритм действий следующий:
- Выбрать ведомство Роструд и сервис «Жалоба на работодателя в связи с нарушением трудовых прав».
- Нажать на кнопку «Отправить жалобу», которая находится справа на экране.
- Личные данные о гражданине будут заполнены автоматически. Сведения об организации придется ввести самостоятельно, а также описать суть проблемы. При необходимости можно прикрепить медиафайлы.
- Подтвердить ознакомление, поставив соответствующую галочку, и отправить заявление нажатием на одноименную кнопку.
Через месяц поступит ответ от ГИТ.
Ответ на жалобу
Инспекторы по труду зарегистрируют документ в течение 3 дней с момента его получения. В течение месяца жалоба будет рассмотрена, а ответ направят тем же способом, что и запрос. Если в заявлении будут вопросы, не входящие в компетенцию ГИТ, гражданину сообщат об этом в течение недели. В случае обнаружения инспекцией проблем, которые она уполномочена решать, сотрудники проведут внеплановую выездную проверку.