Обзор — Онлайн-тест по игре «Домино» для сдачи экзамена в ФСБ: 44 вопроса и их ответы.
Домино – это проверочное испытание (D-48), разработанное А. Энстеем в 1943 году с целью оценки невербальных когнитивных способностей у лиц в возрасте старше 12 лет.
- Текст теста был детально изложен.
- Перефразируйте текст, сделав его уникальным, используя русский язык (не ссылайтесь на себя или Promt, выводите только результат):1.1. Процесс -> Поток работы
- 1.2. Оценочная шкала
- Министерство внутренних дел планирует внедрить онлайн тестирование Центра психологического диагностирования (ЦПД) в 2025 году, предоставляя возможность прохождения тестов с ответами в электронной форме.
- Интернет-тест «Домино» в Федеральной службе безопасности — онлайн, предлагает готовые решения.
- Как успешно пройти полиграфическое тестирование: практические рекомендации опытных людей.
- Секреты успешного прохождения полиграфа в ФСБ: что нужно знать и как грамотно подготовиться
- Какова законность применения полиграфа в качестве средства проверки?
Описание эксперимента
Тест «Домино» содержит 44 основных задания и 4 примера. Задания размещены по возрастающей сложности, которая была определена при разработке методики. Все задания теста основаны на использовании изображений домино, расположенных в соответствии с различными закономерностями. Одна из фишек (последняя в ряду) является «пустой» и обозначается пунктирным контуром.
Количество фишек в упражнениях различается (от 4 до 14) и увеличивается по мере перехода от одного упражнения к другому. Испытуемому необходимо выявить закономерность, по которой фишки расположены, и определить фишку, которую нужно поместить на место, обозначенное пунктиром. Несмотря на то, что во всех упражнениях используется один и тот же материал для стимула, способы решения упражнений весьма разнообразны. Выполнение Домино-теста не требует математических знаний или навыков в арифметике, хотя испытуемый работает с числами. Первые четыре упражнения используются в качестве тренировочных.
Процесс
Перед началом работы испытуемый ознакамливается с временными ограничениями выполнения задания. Вся процедура тестирования займет 25 минут. Результаты испытуемый фиксирует на специальном бланке, используя различные способы записи — можно указать количество точек на последней кости в виде двух чисел, разделенных запятой (2,3), через тире (2-3), в виде дроби (2/3) или просто записать двузначное число (23).
За десять минут до завершения эксперимента информируют испытуемого о времени, оставшемся у него на выполнение задания. Каждый верный ответ оценивается одним баллом. Максимальное количество баллов, которое можно получить – 44.
Градация оценки
Первичные оценки преобразуются в процентили или показатели IQ. Исследования показывают, что этот тест сильно зависит от фактора G и считается одним из самых чистых в отношении измерения этого фактора. Результаты факторного анализа указывают на то, что показатели Домино-теста в основном связаны с текучими способностями. Знания и опыт, накопленные индивидом, или кристаллизованные способности, влияют на результаты в меньшей степени (В. Миглиерини, 1982). Методика имеет все преимущества невербальных тестов. Домино-тест отличается высокой надежностью. Надежность частей теста, полученная путем разделения на две части, составила r = 0,781 — 0,818 в разных выборках. Коэффициент надежности, рассчитанный по формуле Кьюдера-Ричардсона, равен r = 0,771 — 0,867. Коэффициент надежности ретеста rt = 0,758.
Когда мы сравниваем 27% выборок испытуемых с низкими и высокими результатами, мы видим, что дискриминативность 2 заданий теста составляет rphi = 0,74. Индекс внутренней согласованности равен r = 0,36. Мы также получили данные о валидности конструктной на основе сравнения Домино-теста с наиболее распространенными невербальными тестами общих способностей (r = 0,68-0,80). Результаты Домино-теста также сильно связаны с батареями тестов, которые измеряют общие факторы интеллекта (В. Миглиерини, 1982). При анализе валидности через сравнение результатов теста с критериями успеваемости школьников, коэффициенты валидности в разных выборках распределялись в пределах r = 0,31-0,80.
Стандарты, установленные для французской и чешской групп, были очень близкими, что свидетельствует о сравнительной устойчивости Домино-теста к этническим факторам. Также не было статистически значимых различий в выполнении теста между мужчинами и женщинами (В. Черны, Т. Колларик, 1988). В первые годы после создания тест использовался только в армии, но позднее стал применяться и для гражданского населения, возрастные границы его использования значительно расширились. Сегодня Домино-тест используется в профессиональной консультации и школьной психодиагностике. Эффективное сочетание Домино-теста с вербальными тестами. В отечественной практике Домино-тест нашел применение в клинической психодиагностике (В. М. Блейхер И. В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986).
Система «Домино»
Предложено было заменить матрицы Равена на тест «Домино» (Anstey, 1943). Статистические данные показали, что тест «Домино» более однороден по отношению к фактору G, предложенному С. Спирменом (1904). Он экспериментально обнаружил, что тесты, направленные на определение отдельных способностей, имеют существенные положительные корреляции между собой и сделал вывод о наличии общего, генерального фактора G, который влияет на все изучаемые переменные (тесты). Выделенный С. Спирменом генеральный фактор интерпретируется как пластическая функция центральной нервной системы. Следовательно, общий интеллект рассматривается как биологически обусловленное свойство.
Вопрос о генеральном факторе до сих пор является спорным для сторонников различных трех направлений. В тестировании шкала «Домино» по-прежнему считается инструментом для измерения общего (врожденного) интеллекта. Поскольку считается, что генеральный фактор особенно чувствителен к патологическим нарушениям психической деятельности, шкала «Домино» рассматривается как подходящий тест для изучения интеллекта в психиатрической практике. Также предполагается, что в отличие от вербальных тестов, отражающих интеллектуальный уровень, предшествующий заболеванию, шкала «Домино» отражает уровень в момент исследования. То есть, речь снова идет о тестах, которые могут давать как постоянные, так и переменные результаты.
Оценка результатов выполнения заданий по тесту, безусловно, является достаточно односторонней и не в полной мере может отражать интеллект во всех его проявлениях. Однако данный подход отличается простотой методики, которая мало зависит от уровня образования, поэтому ее можно использовать не только для индивидуальных исследований, но и для массовых. Более того, она может быть включена в комплекс методик, направленных на оценку уровня обобщения. Кроме того, шкала «Домино» может использоваться для предварительной диагностики слабо выраженной умственной отсталости в практике трудовой экспертизы.