В комментариях к прошлой заметке многие говорили о слабой выборке данных (всего два года — 2010 и 2020). Поэтому я решил написать более подробно.
Статистика взята из РОССТАТа (население, количество автомобилей) и Wiki, которая ссылается на сайт о трафике. Конечно, я бы хотел брать ее непосредственно с него, но он находится на реконструкции.
Что касается точности статистики:
1. Данные о ДТП собираются из разных служб. Госавтоинспекция МВД РФ, РОССТАТ и Минздрав. Кроме того, они по-разному понимают, что такое дорожно-транспортное происшествие. По этой причине статистика у каждой службы немного отличается (до нескольких тысяч смертей в год), но тенденции из года в год должны быть практически одинаковыми.
2. официальная статистика учитывает только те аварии, в которых пострадали люди
3. с 1 января 2021 года введены поправки, фиксирующие дорожные происшествия, но единая база пока не создана.
Дополнительное чтение: 1, 2, 3.
Результаты в относительных ценах:
Для лучшего восприятия я привел данные к самым низким ценам («количество автомобилей» и «смертность на 100 000 жителей») или к 2020/2019 году (остальное).
1. За 20 лет количество автомобилей в стране удвоилось. При этом число погибших сократилось почти вдвое, а количество аварий и травм в 2020 и 2000 годах было практически одинаковым.
2. динамику количества дорожно-транспортных происшествий можно разделить на периоды
2000-2007 годы — значительный рост
2007-2010 годы — значительное снижение
2014-2017 годы — значительное снижение
2019-2020 годы — значительное снижение
— В период с 2006 по 2020 год действовала федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» (1, 2).
— Информацию о подобных ФЦП на период 1999-2005 годов найти не удалось, но предыдущие ФЦП относятся к периоду 1996-1998 годов (Youz). В большинстве случаев это было совсем не так.
-В 2017 году была запущена национальная программа «Безопасные качественные дороги» (YTZ). Она, по сути, заменяет ФЦП и действует до 2030 года.
Таким образом, каждый период кардинально связан с национальной практикой в области предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
На мой взгляд, все предельно ясно, и ситуация с динамикой дорожно-транспортных происшествий в моей родной стране радует.
Противоположные, немного на моей профессиональной стороне.
Аварии со смертельным исходом на дорогах также зависят от служб экстренной помощи. от времени реагирования и качества помощи.
С 2009 года я работаю в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, в частности в пожарной службе. Спасатели из Научно-спасательной службы должны реагировать на дорожно-транспортные происшествия, но из-за отсутствия небольших населенных пунктов пожарными не обойтись.
Итак, я живу в городе с населением 200 000 человек.
В 2009 году на весь город был один комплект гидравлических спасательных инструментов extens. Я привозил их в течение 20-30 минут по запросу, по мере необходимости на месте. А основным рабочим инструментом был обычный лом. С помощью лома он быстро и оперативно пытался извлечь пострадавшего из поврежденного автомобиля, не сломав при этом ничего, что не было разрушено в результате аварии.
В настоящее время каждый автомобиль в каждой пожарной части и в каждой боевой группе имеет ряд спасательных инструментов. А большинство пожарных имеют сертификаты спасателей (то есть обучены работе, в том числе ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий).
Но есть еще много вопросов, которые необходимо решить. Есть куда развиваться, начиная с качества инструментов и оборудования и заканчивая обучением персонала, но прогресс налицо.
Сейчас оснащенность службы скорой помощи значительно возросла. Раньше были либо кастрюли, либо газели с нервами, оборудование — носилки и штабели с медикаментами.
Сейчас, как правило, приезжает реанимобиль, набитый губами с медицинским оборудованием.