Покупка квартиры — это в некотором роде лотерея, так как некоторые недостатки проявляются только через некоторое время. Даже ремонт от производителя не поможет, так как строительство может быть очень низкого качества. Тогда приходится отказываться от жилья и возвращать свои деньги. В то же время можно ли оштрафовать производителя за то, что он затянул с ремонтом?
На сайте производителя написано: «Нам удалось сделать так, что в нашем городе термин „Липецкстрой“ для Су-11 стал синонимом качественного строительства». Однако, как показывает Ирина Коблева*, это не всегда так. В марте 2015 года она получила «разовый» платеж в размере 2,8 млн рублей (удален руководством судебной системы). А через год, 1 марта 2016 года, он обратился к нему с претензией. Покупатель рассказал, что с каждым снегопадом и дождем на балконе появляются протечки внутри. Коблева опасалась, что может образоваться грибок, так как стены балкона постоянно влажные, и просила принять меры как можно скорее. В июне он написал вторую претензию, потому что мокрое пятно разрослось и покрылось черной плесенью. Покупатель потребовал, чтобы ремонт был выполнен немедленно. В ответ на эти письма подрядчик заявил, что протечка произошла из-за трещины в фасаде и будет устранена «как можно скорее». Однако ремонт в квартире был выполнен только 19 июля. Балкон был очищен и занесен плесенью.
Однако трещины на фасаде были заделаны только внутри балкона, и все вернулось на круги своя. 8 декабря и снова 13 февраля 2017 года Коблева написала претензию и потребовала ремонта. Стены намокли и промерзли. На этот раз подрядчик ответил, что дефекты возникли из-за неправильной эксплуатации квартиры. 18 марта 2017 года, не дождавшись очередного ответа, женщина потребовала вернуть деньги, а затем обратилась в суд. Му «Организация по защите прав потребителей» помогла ей. Помимо стоимости квартиры в 2,8 млн рублей, заявительница потребовала взыскать с нее штраф в размере 1,6 млн процентных рублей за пользование чужими денежными средствами, 10,6 млн рублей за нарушение сроков ремонта, 300 000 рублей компенсации, отказ в добровольном удовлетворении требования потребителя (50% от суммы) .
Штрафы и возврат денег: одно на другое не влияет
Судебная экспертиза подтвердила низкое качество строительства и ремонта, а основной причиной недостатков стал дефект вентиляции всего здания. Правобережный районный суд Липецка вынес решение в пользу Коблевой и обязал ее вернуть стоимость квартиры и другие выплаты. В то же время районный суд отклонил иск о взыскании 10,6 млн рублей в виде штрафа за нарушение сроков ремонта. Истец решил вернуть квартиру и не может претендовать на такой штраф. А чтобы его получить, им пришлось просить суд безвозмездно исключить возврат недостатков или расходов и уменьшить цену договора.
Липский районный суд с этим не согласился. Штрафы за несоблюдение требований будут накапливаться до тех пор, пока покупатель испорченного дома не предъявит новый иск 28, 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Изготовитель не уложился в срок устранения недостатка по требованию потребителя. Это является безусловным нарушением прав последнего. Данное решение было вынесено до того, как истец не заявил новое требование о возмещении убытков, говорится в определении Липецкого областного апелляционного суда 33-292/2018. В то же время, учитывая мнение ответчика, суд признал иск на 10,6 млн рублей чрезмерным и снизил его до 300 000 рублей. В итоге Коблевой удалось вернуть деньги за квартиру — 2,8 млн рублей. — Затем он получает 2 млн рублей в виде других выплат. Это 1,6 млн рублей процентов за пользование чужими деньгами, а не штраф в 300 000 руб. ‘потребителям’, штраф в размере 15 000 руб. за моральный вред. Согласно решению суда, еще 100 000 руб. штрафа направлены в Общество защиты прав потребителей. Действительно, существует практика наказания подрядчиков за самостоятельные действия или бездействие. Строительные дефекты — есть ратификация, нереагирование на требования потребителя — тоже есть ратификация, и «Яблоков и партнеры».
Чтобы получить штраф за нарушение срока ремонта, потребитель должен доказать, что он предъявил претензию производителю. По словам Сусаны Киракосян, консультанта Althaus Group, не имеет значения, был ли установлен срок для подачи претензии или нет. Если срок не установлен, недостаток немедленно исключается (статья 1 § 1 Закона о правах потребителей).
Верховный суд уже расследует подобные дела, говорит Киракосян. По ее словам, Верховный суд пришел к такому выводу в определении 4-кг15-70 от 2016 года.
*Имена и фамилии изменены авторами.
Застройщик приглашает дольщика на приемку квартиры
Дом наконец-то построен, и подрядчик готов передать квартиру. Как юридически правильно оформить расписку? Пошаговая инструкция.
Подготовьтесь к приемке квартиры
После приемки квартиры: нашли недостатки – пишите претензию
Сохраняйте документацию, касающуюся квартиры и ее приемки.
Если вы обнаружили дефект в квартире, отправьте претензию производителю. Это можно сделать, если дефект обнаружен в течение гарантийного срока. Он определяется договором и длится не менее пяти лет. В претензии должны быть указаны требования.
Покупатель имеет право требовать
Если производитель не желает удовлетворять требования, изложенные в иске, ему следует обратиться в суд. Покупатель оставляет за собой это право, пока гарантийный срок длится еще три года.
Кстати, по просьбе производителя суд может уменьшить размер санкции за задержку устранения недостатка в объекте.
(Как противостоять производителю, чтобы подготовить иск о возмещении расходов на устранение дефекта или о соразмерном уменьшении стоимости объекта общего строительства — читайте в материале «Особенности передачи права собственности на недвижимое имущество»).