Все, кто связан с Церковью, знают о чудовищных злодеяниях, совершенных около 2000 лет назад. Это потрясло многих людей с тех времен и до наших дней. Многие рассуждают об этом и пытаются найти главных виновников невинно пролитой крови. Многие выносят опрометчивые суждения об убитых детях, г оворят о несправедливости, допущенной по отношению к ним, и поднимают более или менее скептические или тревожные вопросы. Многие говорят, что можно понять, что Ирод решился бы на такие преступления, если бы помнил о своем темпераменте и безжалостном стремлении к власти. Но в чем вина убитых детей, и как праведный Бог мог позволить Ироду сделать это? Эти вопросы актуальны для многих людей и сегодня. Несправедливость Ирода очевидна для всех, но само преступление оскорбляет чувство справедливости и волнует людей, потому что они хотят понять, почему пострадали невинные дети. Если Ирод был обманут волхвами, почему он сорвал гнев на младенце? Убедил ли младенец мудреца вернуться в свою страну другим способом?
Ирод, конечно же, решился на это злодеяние не потому, что считал вифлеемских детей виновными в обмане волхва, не потому, что был в ладах с демонами власти и надежды, и не потому, что его охватил «демон родившегося царя». ‘ (Матфея 2:2) Он не завоевывал трон. Он сделал это не в знак возмездия или ненависти к ребенку, но из великой любви к себе и еще большей ненависти к тому, кому он показал звезду, к кому когда-либо путешествовал колдун, Ангелус приветствовал меня песней. Слава Богу Всевышнему, и мир на земле, и благоволение к людям» (Лк. 2:14). Сразу же после этой песни вместо доброжелательности и мира мы видим дикую и демоническую волю Ирода. Ирод лишил покоя невинных младенцев «до двух лет» (Мф 2:16), их матерей и родственников-родителей и даже у многолетних матерей: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что нет ее» (Мф 2:18). Господь Иисус Христос, явленный Своим собственным рождением, выразил эту известную истину 30 лет спустя. «Я не разрушаю мира» (Римлянам 10:34).
Значит, это не те, кто говорит, что вифлеемские младенцы были убиты ради Господа Христа или что причиной их убийства был сам Христос? Нет, богоборцы! Ирод преследовал Иисуса, как только Он родился, и, преследуя всех вифлеемских детей, убивал их не за Христа, а из-за бессердечия, злобы и жестокости Ирода. Поэтому эти дети пострадали не за Христа, не из-за Него. Господь принял их жертву как благовонный фимиам, и Церковь празднует святую память каждый год 29 декабря / 11 января.
Этот ответ, хотя и точен, но многих не удовлетворяет. Остается неясным, почему Бог позволил Ироду совершить такие злодеяния. Чтобы получить полный ответ на этот вопрос, необходимо сначала объяснить некоторые понятия.
Прежде всего, если судьба человека ограничивается его земной жизнью и, следовательно, заканчивается его смертью, то есть если люди получают вознаграждение за свое хорошее и плохое поведение только тут и там, то каждый, кто пострадал во имя справедливости, невинно осужден, а каждый, кто пострадал несправедливо, был сам по себе имел бы право считать себя бедным и несправедливым и имел бы основание сказать: «Где же справедливость? И почему Бог позволил мне страдать в то время, когда злые люди процветают? Так рассуждали идолопоклонники, у которых не было веры ни в вечную жизнь, ни в понятие воскресения. Так рассуждают все те, кто знает природу христианства сегодня.
Настоящие христиане думают по-другому. Они знают, что Господь Иисус Христос говорил и учил о бессмертии души в будущем воскресении всех людей, о краткости земной жизни и вечности будущей жизни, о награде в будущей жизни за все, что произошло на земле. О ничтожности земного богатства и славы перед Божьим судом. Они знают, что Христос показал им, что Своим учением, смертью и воскресением они также будут воскрешены. Поэтому истинные христиане ожидают, что будущая жизнь воздаст им за добро и зло, которые они сделали на земле, и не обвиняют Бога в несправедливом отношении к ним. Если мы испытываем здесь ненужные страдания и несчастья, значит, они посланы нам свыше для испытания нашей веры (примером тому может служить длительная работа). Мы грешим и получаем в награду прекрасный венец.
Но даже такое объяснение не всех успокаивает. Некоторые люди обеспокоены. Все вышесказанное было бы лучше применить к взрослым, которым в жизни предстоит совершить либо грех, либо добрые дела». Как уже было сказано, страдание от несправедливости и мучений в этой жизни (если человек не грешил) вознаграждает его будущей жизнью. Более того, на подобный вопрос: «Что такое смерть?» — святой Златоуст отвечает так: «Смерть — это смерть». он отвечает на этот вопрос: «Смерть — это смерть тела». Затем он продолжает: «Это то же самое, что снять с себя одежду. Тело принимает душу как одежду». И он очень смело восклицает. «Дай мне только твердую веру в Царство Небесное. Я благодарю Тебя за смерть». Но следует подчеркнуть, что вопрос о боли праведников — маленьких детей и шире — должен рассматриваться и решаться в свете греховности и чувствительности к боли общей человеческой природы, обусловленной предшествующими факторами. -греха. Несомненно, дети не могли страдать от «личных» грехов, но не были исключены и общие грехи, которые, возможно, имел в виду автор, когда сказал. «Никто не есть, но однажды будет жить на земле» (Иов 14:4-5).
Только в этой перспективе тайна Вифлеемских младенцев получает разгадку и смысл. В этом отношении мы можем смело и уверенно утверждать, что вифлеемские дети ничего не потеряли, потому что очень рано отказались от земной жизни. Но все было потеряно навсегда палачом, нечестивым Иродом. Нечестивый Ирод смог закончить свою жизнь смертью гораздо более тяжелой и позорной, чем убитые им младенцы, потому что справедливый Божий суд вскоре настиг его.
Это преступление Ирода против невинных детей было совершено не без Божьего предвидения и попущения. Ибо Бог все знает, но не все делает. Доказательством тому служит пророчество Иеремии об этом. (18). Поэтому, если Бог устами пророка предсказывает и предрекает этот факт, это, конечно, означает, что он не мог произойти без божественного провидения, а значит, он этого не имел в виду. «Вы говорите, — пишет святитель Иоанн Златоуст. «Эти младенцы могли бы достичь многого, даже великих дел, если бы их жизнь была более великой. Но тогда Бог не допустил бы их преждевременной смерти, если бы они были предназначены к величию», то есть к большему, чем их смерть. Напротив, они легко могли бы возопить среди тех, кто возопил на Пилата». Возможно, на них обрушились бедствия и реорганизация, о которых Господь говорил незадолго до Своего мартовского учения: «Придут в последнее время и скажут: »Блаженны бесплодные, которые не рождают, сосцы на сосцах. Они не дают молока» [Лк. 23:29]. [Лк. 23:29]. И вот теперь это благословение снизошло на вифлеемских матерей. Когда эти дети были опорой больной старости, легче было потерять их, пока они были еще невинны, чем видеть их несчастную смерть и ужасные страдания.
Невзгоды сопровождают каждого человека на его жизненном пути. И Вифлеемские младенцы столкнутся со многими трудностями в своей жизни, если продолжат жить. До тех пор мы не знаем, помогли ли эти невзгоды им завоевать небеса, как помогла им их безвременная смерть. Это потому, что невзгоды приносят пользу человеку только тогда, когда мы смиренно и терпеливо переносим их ради Бога. В этом случае наши невзгоды и страдания очищают нас от грехов и приносят нам награду. Но выдержали ли эти младенцы жизненные трудности, как героические, так и смертельные, — сложный вопрос и большой риск. В свои страдания они вложили все, что у них было больше всего в этом мире (хотя больше всего в этом мире у них было жизни), чтобы выиграть — бессмертие и вечную жизнь на небесах. Таким образом, на самом деле они не понесли никаких потерь.
Наконец, когда нас повсюду одолевают многочисленные сомнения и вопросы, когда мы видим бедствия, казалось бы, неоправданные, когда мы не понимаем их смысла и теряемся в стыде, мы должны смиренно вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к Его апостолам. «Вес не теперь, но после них уразумеете» (Ин. 13:7). Многое из того, что раньше было непонятным, со временем станет ясным, но в конечном итоге мы поймем все на окончательном суде Христа над человечеством.
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев?
Почему пришествие Христа в мир было отмечено убийством стольких невинных детей? Разве это по-человечески? История Рождества так далека во времени, что я не могу двигаться достаточно быстро для этой трагедии. Но если я являюсь живым свидетелем таких зверств, особенно если мне пришлось пожертвовать своими собственными детьми, то, похоже, я так и не узнал такого сурового Бога. Татьяна.

Отвечает Димитрий Свердлов, священник Свято-Апостольского храма Петра и Павла в селе Павловское Московской области.
— Татьяна, вы поднимаете один из самых сложных вопросов, которые возникают при рассмотрении христианства. Я не могу сказать, что у меня есть ответ. Однако попробую поделиться циклом идей, в которых можно найти ответ на этот вопрос.
В общем, то, что вы сказали, можно было бы подытожить лаконично. Или вы можете спросить: «Почему Бог не останавливает зло?
Проблема не только в том, что мы измучены трагедией Вифлеема. Нам не нужно возвращаться в историю, чтобы увидеть трагедию Вифлеема. Трагедии, очень похожие на бесланскую, происходят у нас на глазах. Вообще, в мире происходят очень плохие вещи: насилие, убийства, голод, стихийные бедствия. Война, наконец… Библия знает о размерах этого чудовищного зла. Более того, христианство говорит об окончательном торжестве зла на земле в конце земной истории (см. «Откровение» или «Откровение Иоанна Богослова»).
Как мы можем думать о Божьей доброте, о Божьей любви вопреки злу, населяющему мир? Все религии и многие философские системы — от эллинистических религий, от немецкой философии Лейбница до русской философии религии Набердяева и Н. О. Лосского в XX веке — пытались решить этот вопрос в той или иной постановке.
Христианское сознание прагматично, и поэтому вопрос «почему?» вопрос не представляет особого интереса. В большинстве случаев достаточно упомянуть несколько событий, которые мы признаем божественным откровением. Да, Бог определенно добр. Да, Бог, безусловно, создал мир. Он — как результат Божьего творения — тоже хорош. Да, в мире есть зло. И Он не несет ответственности за это зло. Поэтому неправильно показывать утверждения о том, что в мире есть зло и боль. Кто несет ответственность за зло?
Бог создает людей и духов (ангелов) свободно. У них есть свобода выбора между добром и злом, между Богом и не Богом. Потенциально каждый человек может быть носителем и передатчиком как добра, так и зла. И именно он творит зло (и называется дьяволом, как мы его знаем), именно он приносит зло в мир, именно он ответственен за зло в мире, от него он и есть. Страдает.
Однако. Если Бог освобождает человека, а свобода человека позволяет ему приносить зло в мир, то, значит, опять-таки Бог ответственен за зло? Так, царь Ирод, приказавший убить своих детей, виновен, но как быть с Богом, который создал Ирода, чтобы тот мог отдать такой приказ? Если свобода человека приносит зло, то почему Бог освободил человека?
Бог создал человека свободным, потому что любит его. Свобода — это собственность Бога. Бог свободен, абсолютно свободен, например, по определению, никто не подвержен чужому влиянию. Нет никакого «выше». Бог хочет, чтобы человек был таким же — свободным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога, создавшего его…» (Бытие 1:27). В принципе, он становится максимально свободным для человека, чтобы тот мог в наибольшей степени ощутить полноту жизни, полноту бытия на уровне Бога. Ведь человек без свободы — это не человек, а биоробот.
Однако свобода человека имеет свою цену. Человек может быть как добрым и против Бога, так и злым и против Бога. Мы сталкиваемся с этой ценой в мире, в том числе в Вифлееме и Беслане.
Кто-то может спросить: но почему мой невинный ребенок должен отвечать за то, что Ирод решил стать чудовищем? Философское мышление предпочитает говорить здесь о вине (действительно, большинство бесланских матерей несут ответственность за смерть своих детей), но взращивайте его и защищайте ради общей, солидарной ответственности всего человечества за то, что происходит в мире, что Бог дал людям» (Быт. 2:15 ). Человечество — это единая взаимосвязанная и взаимозависимая организация, система транспортных контейнеров. В этом смысле ответственность за зло, творящееся в мире, несут люди — все мы.
Практичность христианского сознания заключается в том, чтобы в первую очередь искать ответы на вопросы: не «почему возникла эта ситуация», не «что нам с этим делать». Точнее, как мы должны жить в мире, где все так плохо? Решение — это атомный путь к добру и Богу, уничтожение нашего собственного зла. Победа над собственным злом уменьшит количество общего зла в мире.
Как я и обещал, я не ответил на ваш вопрос. Я постарался обозначить основные моменты, которые позволят вам приблизиться к пониманию проблемы. Советую вам ознакомиться со специальной литературой. Ярлык — Theodia или «божественное оправдание» (которым характеризуется данный вопрос философии). А также помолиться. Потому что мы с вами вступаем в очень высокую область знаний. Там невозможно ответить без Божьей помощи и Его согласия.
Вифлеемские младенцы: день защиты детей у православных
11 января Русская православная церковь вспоминает страшные события, описанные в Евангелии. 14 000 младенцев были повержены в городе Вифлееме. Это событие произошло вскоре после Рождества Христова. Согласно рассказу апостола Матфея «Мудрецы с Востока» (вероятно, зороастрийский священник из Персии), они увидели на небе редкий объект — вдохновляющую звезду. Небесные движения указывали на трех волхвов, направлявшихся на территорию Иудеи. Очевидно, что, поскольку некоторые пророчества противоречили сверхъестественным событиям, у жрецов были свои языческие представления о рождении Мессии. Возможно, они сами были еврейского происхождения или состояли в близком родстве с евреями. Крупная звезда, позже названная Вифлеемской, была правильно истолкована магами как знак мистических событий мирового масштаба.
Это путешествие привело персов в Иерусалим и во дворец Ирода. Его колдун задал всего один вопрос, одновременно раскрыв суть их визита: «Где царь иудейский?». Мы увидели звезду на востоке и пришли поклониться Ему» (Матфея 2:2). Ирод, суровый, подозрительный, вспыльчивый, жаждущий тирана, не смог воспринять слова гостей как вызов. Учитывая, что он был уникальным царем и в то время у него не было новорожденного наследника, Ирод ужасно боялся внезапного визита и заявления мудреца. Иудейский секретарь, знаток священных текстов, подлил масла в огонь. Действительно, наступило время для рождения Мессии, и, согласно пророчеству, местом его рождения должен был стать Вифлеем. Несмотря на свой темперамент, Ирод решил превзойти самого себя и повернуть ситуацию в свою пользу. Сообщив колдуну о рождении Христа в Вифлееме, царь попросил своих гостей вернуться в Иерусалим после оказания ему почестей. Ирод хотел узнать у персов, где именно находится Мессия, чтобы противостоять ему и обезопасить свой трон от притязаний возможных врагов.
Колдун поклонялся Иисусу Христу, который родился, но не вернулся к Ироду в Иерусалим. Разгневанный обманом и в то же время движимый страхом потерять власть в долгосрочной перспективе, иудейский царь приказывает своим воинам истребить всех младенцев в течение двух лет в Вифлееме и его окрестностях. В Русской православной церкви принято считать, что в результате организованной Иродом резни погибло около 14 000 младенцев. Некоторые древние христианские церковные традиции вообще говорят о 64 000 невинных детей. Однако Иисус выжил во время Вифлеемской резни. В Евангелиях описывается эпизод, когда отцу Иисуса, обреченному на смерть Иосифу, явился ангел и предупредил его об угрозах, нависших над детьми. Получив предупреждение, Иосиф и его семья покинули Вифлеем и бежали в Египет. Там отец семейства вместе с Марией, Иисусом и другими детьми скрывался до великой смерти Ирода.
Михаил Нестеров. Рождение Христа. 1890- 1891. Эскиз росписи стен Святого берега Южного придела в танце Владимирского собора в Киеве.
На самом деле Христос, несмотря на то, что происходил из знатного рода иудейских правителей, не претендовал на царское положение. Воплощение Бога в человеческом облике в ночь на 7 января было наполнено смыслом, подчеркивающим отношение Господа к человеческой власти. Он родился в условиях абсолютной бедности и в очень тесных условиях. И тогда Иисус, переживший Вифлеемскую резню до своей казни в возрасте 33 лет, не давал людям повода думать, что они могут претендовать на власть в своем сердце. Его жизнь была светлым и пустым свидетельством против высокого положения, власти, славы и богатства по человеческим меркам. Тем не менее безумный и жестокий Ирод думал иначе, когда услышал из уст волхвов имя родившегося у него ребенка — Царь Иудейский.
Вифлеемские дети, погибшие от рук солдат Ирода, стали первыми христианскими свидетелями. Их гибель лишь подтвердила печальную тенденцию. Абсолютно безобидные представители христианства неоднократно становились жертвами террора, не претендуя на власть или иные блага со стороны своих гонителей. Сегодня вифлеемские младенцы признаются ортодоксальными христианами как гости и одновременно как первоисточники всех невинно убиенных детей. В частности, вифлеемские свидетели фигурируют в российской общественной дискуссии о разрешенных абортах. С точки зрения православного вероучения, новый человек становится таковым в утробе матери с момента зачатия. По мнению Церкви, искусственное прерывание беременности недопустимо, так как обрывает жизнь новорожденного еще в утробе матери. Поэтому это считается убийством. В апреле 2019 года вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова заявила, что в нашей стране зафиксировано более 75 000 уходов от беременности. И только пятая часть из них совершается по медицинским показаниям. Однако протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии Русской православной церкви по вопросам семьи, считает, что эта цифра занижена, поскольку речь идет о защите материнства и детства. По словам священника, статистика не учитывает аборты, сделанные в частных клиниках.
В Евангелии Иисус Христос однажды сказал взрослым о детях: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Спаситель называет детей примером для подражания тем, кто хочет спасти свою душу и обрести вечную жизнь и вечное счастье. Православные святые отцы верят, что Христос берет детей во взрослую жизнь как образцы доброты, радости, честности и умения прощать и быстро забывать обиды. Дети умеют радоваться мелочам. Они обладают большим простодушием и гораздо более лукавы, чем взрослый мир. В то же время царь Ирод предстает в Библии не только как историческая личность, но и как собирательный образ жестокого, несовершенного, мерзкого и злого мира. Попытки иудейского царя во всем придерживаться земных, а значит, временных мирских ценностей — власти и славы — привели к Вифлеемской трагедии. Ирода можно рассматривать как вершину родительской жестокости (в конце концов, он был царем — отцом нации). Часто взрослый комплекс или личная, обширная охота за счастьем, деньгами, карьерой и личной жизнью влияет на всю структуру хрупкого внутреннего мира ребенка.
11 января — православный День защиты детей. Он выпадает на канун Рождества, время радости и семейного общения. Таким образом, наши взрослые могут по-новому взглянуть на свои отношения с детьми, научиться ценить их и уделять им больше времени и внимания. Дети освещают чистоту и сияние Бога, о которых говорил Иисус Христос, затуманивая и затуманивая разум взрослых.
Избиение младенцев
Избавление детей — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (Мф. 2:16-18), где рассказывается об убийстве младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Хотя евангелист Матфей не указывает мотив этого злодеяния, историки много пишут о том, что Ирод боялся потерять власть и увидеть врагов среди своих ближайших родичей. По этой причине он казнил некоторых из своих жен и сыновей. Также считается, что царь страдал от тяжелой формы атеросклероза, из-за чего был склонен к кризисам ярости и безумия.
Такое свидетельство сохранилось у римского писателя Макровия (E век). «Так как он (император Август — р.) услышал между двумя мальчиками, он приказал иудейскому царю искоренить в Сирии. Лучше быть свиньями Ирода, чем его сыновьями» (Saturn. IV, 11).
Вифлеемские младенцы с древности почитались как невинные свидетели не только Христа, но и его самого. Первые свидетельства о почитании их святыми марскими церковниками содержатся в трудах святого Мира Лионского (+ 202) (Ереси. III, 16. 4) и святого Киприана Карфагенского (+ 258) (Текст 58. 6). Церковная память о них впервые появляется в энигмах Льва Великого (ок. 485 г.) и Карфагенском календаре (ок. 505 г.). В греческом и русском церковных календарях их память отмечается 29 декабря по новому юлианскому и юлианскому стилю соответственно.
Сколько младенцев было убито?
Евангелист не приводит числовых элементов, но находит их в более поздних традициях. Так, Макарий Иероним пишет, что в Вифлееме были убиты «тысячи» младенцев (комментируя Ис. 7:15). Византийская традиция (откуда это представление попало на Русь) ссылается на сирийские источники — 64 000 человек, некоторые западные свидетели — 144 000 младенцев при 14 000 человек. Однако существует мнение, что такое большое число принимается только за его символическое значение (см. Мф. 2:18 и Быт. 46:22), что не соответствует историческим фактам. По оценкам некоторых ученых, население Вифлеема составляло от 300 до 1 000 человек. Если бы все население составляло 1000 человек, а рождаемость — 30 детей в год, то двухлетний младенец мужского пола превосходил бы Матфея и Луку не более чем на 20 человек. Преступления Ирода не уменьшаются и не увеличиваются в зависимости от того, убил ли он 200 000 или 14 000 младенцев.
Некоторые обеспокоены тем, что младенец, несправедливо убитый ради Христа, был проигнорирован, и его место занял он сам. Им мы скажем, что многие поступают несправедливо, но никто не страдает несправедливо. Очевидно, что человек, страдающий несправедливо, испытывает ужас не потому, что страдает за омовение обиды, а скорее чувствует благосклонность или имеет основание отнять венок, а также благосклонность и терпит вечные страдания за терпение временных страданий. Таким образом, те, кто причиняет одно оскорбление другому, несомненно, причиняют это оскорбление — но не играют губительной роли для присутствующих. Поскольку эти младенцы были убиты не для очищения своих преступлений, очевидно, что они были поддержаны, чтобы быть увенчанными, и поэтому не страдали несправедливо. Возможно, эти младенцы были бесполезны. Если Бог продолжает защищать грешников при жизни и ожидает их обращения, то можно верить, что он никогда не лишит их жизни по сравнению с теми, кто велик в добродетели. А сразу после убийства младенцев Ирод был наказан за жестокое убийство и закончил свою жизнь горькой смертью, как пишет Иосиф Флавий.
Иродион, одна из царских крепостей, находится в нескольких минутах ходьбы от Вифлеема, откуда Ирод, возможно, послал своих воинов. Иудеи считали похищение девушек отвратительным языческим преступлением. Этот метод, применявшийся римлянами для младенцев с врожденными уродствами, также служил для ограничения роста популяции рабов (например, 1:16, 1мм1:60, 61, 2 . 8 : 4). Как и Моисей, Иисус избежал участи других младенцев мужского пола (например, 1-2:10), и многие иудеи ожидали пророка, «подобного Моисею» (Понедельник 18:15. 18)» (C. Keener.
Литература по теме
Близкие понятия
Почему в Церкви убитых вифлеемских младенцев считают святыми?
Дело в том, что младенцам не уделялось значительного внимания в других источниках, в частности, у Иосифа Флавия, который очень подробно рассказывает о жизни и поведении Ирода. Конечно, даже принимая во внимание пренебрежительное отношение к детству в древнем мире (кроме высокой смертности детей, жизнь беспомощного и полезного в хозяйстве ребенка не представляла особой ценности), античные историки не могли умолчать о гибели 14 000 младенцев. Но если их было всего несколько десятков, то эта цифра была чем-то вроде статистической погрешности, если на фоне Ирода с огромной и впечатляющей жестокостью вокруг него буквально умирали люди. Несмотря на ужас, который переполняет современных людей при мысли об убийстве невинного ребенка, в древности об этом беспокоились только матери новорожденных. Не случайно евангелист Матфей завершает свой краткий рассказ цитатой из пророчества. Далее он говорит через пророка Иеремию. Ради детей своих она не утешится, потому что они ушли (Матфея 2:17-18).
Евангельский эпизод с сердцебиением младенца также связан с красивым мифом о привычном появлении на рождественской елке разноцветного дождя и блесток. Он гласит, что во время бегства в Египет святое семейство нашло приют на ночь в одном из гротов на дороге. В пещере было так холодно, что местами она была покрыта инеем. Чтобы уберечь младенца и его родителей, пауки закрыли вход тканью, чтобы защитить их от холодного воздуха. Ночью к этому месту добрались воины, посланные Иродом по следам Христа. Они хотели осмотреть пещеру, и один из них, увидев паутину, сказал: «Если в пещере кто-то есть, он разорвет паутину. Пойдемте сейчас, чтобы не потерять ребенка». И воины ушли. В память об этом событии, согласно легенде, мы украшаем рождественскую елку блестящими нитями, символизирующими паутину, которая серебристо блестит при лунном свете.
Наконец, в истории о нападении на младенца есть важный моральный аспект. Если человек не желает ставить перед собой земные блага и задумывается о смысле своего земного существования, он неизбежно видит в Иисусе Христе угрозу своему личному процветанию. А раз так, то он стремится забыть Его или отстраниться от Его жизни. И напротив, вкладывая смысл в жизнь Христа, которая, по Его собственным словам, есть истина и жизнь (Ин. 14:6), мы становимся в некотором смысле членами святой семьи, вступаем в духовное родство со Спасителем. Ведь, как сказал Сам Господь, всякий, исполняющий волю Божию, есть брат Мой, и сестра Моя, и матерь Моя (Мк 3:35).