В патронатном сопровождении для успешной социализации и защиты прав и интересов очень важно оказывать постоянную поддержку семьям, в которых воспитывается, а также усыновляется ребенок. Для этого используются следующие методы работы с такими семьями
Консультации.
При необходимости индивидуальное консультирование может быть переведено в индивидуальную терапию при наличии психотерапевта, готового оказать такую помощь.
Школы для патронатных воспитателей.
Это урок мастерства для приемных родителей. Он помогает потенциальным и опытным приемным родителям получить полную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую и процедурную. Как в обычных школах, так и в школах для родителей существуют разные образовательные этапы. До приема детей в семью будущих родителей обучают основным элементам взаимодействия с детьми, после приема обсуждаются острые вопросы воспитания в семье. Если первая часть обучения носит больше теоретический характер, то во второй рассматриваются конкретные ситуации, в которых родители учатся преодолевать свои страхи и исправлять неправильное поведение. Обсуждение того, как каждая семья выходит за рамки типичных ситуаций, представляет множество решений и готовит родителей к будущим проблемам.
Для приемных родителей это возможность научиться справляться с различными жизненными ситуациями, связанными с воспитанием детей, профессионально решать проблемы и строить доверительные отношения с контрагентами.
Тип.
Как бы хорошо они ни разбирались в семейных проблемах, психологи не всегда могут найти правильные ответы на вопросы, постоянно возникающие при воспитании детей. Однако родители могут, опираясь на опыт, найти очень эффективные решения проблем. Поэтому в обязанности психолога входит организация обмена опытом между приемными родителями, например, в родительских клубах. Работа в них проходит на групповом уровне и основана на принципе обмена опытом приемных родителей и на групповом консультировании по специальным профилям. Кроме того, важную роль здесь играют общие фестивали, досуговые мероприятия и семейный отдых приемных родителей.
Творческие мастерские
Основная цель творческих мастерских — создание условий для социальной реинтеграции опекаемых детей посредством прикладного искусства. Во время занятий живописью, лепкой, аппликацией и орбиг дети узнают новое, приобретают творческие навыки и общаются со взрослыми в процессе совместной деятельности. Творческие мастерские также способствуют формированию социально приемлемых способов взаимодействия со сверстниками в процессе творческой деятельности. Специалисты развивают адаптацию ребенка к условиям замещающего ухода.
Социальная поддержка
Основная цель социального сопровождения — оказание социальной, правовой и психосоциальной помощи семьям, усыновившим ребенка. Оно представляет собой социальную защиту семьи. Эта форма поддержки позволяет проанализировать потребности и трудности семьи, ее социальное благополучие и потребность в профессиональной поддержке, проанализировать полученные данные, проконтролировать эффективность программы и направить поддержку на конкретные семьи.
Методы воспитания в приёмной семье
Многие взрослые считают, что самый важный метод — это убеждение. Они пытаются воздействовать словами, приводя этические аргументы. При этом они часто забывают, что дети нередко считают такие наставления бесполезными. По мнению психологов, существует три поведенческие реакции детей на отрицание указаний
— Когда ребенок смотрит поверх головы взрослого, он занят своими собственными мыслями.
— Если он смотрит вниз, то не только не понимает, что ему говорят, но и категорически не согласен, отказывается и начинает спорить,
— Если же он смотрит ему прямо в глаза и кивает, как бы соглашаясь, то он просто обманывает.
Разговаривать с детьми, безусловно, нужно, но я четко представляю себе масштаб влияния. Задача взрослого — передать ребенку знания о его возможном поведении и последствиях в виде его возраста. Для детей дошкольного и школьного возраста следует использовать истории. Живой и эмоциональный формат подачи материала — для подростков — обсуждение (но не диалог) — ранний подростковый возраст — споры, дискуссии.
Можно разговаривать с ребенком, слушая нас и спрашивая нас, но если ребенок начинает скучать, нужно заканчивать диалог. Так можно избежать обычных ошибок, когда взрослые пытаются объяснить то, что давно известно. Помните, что язык очень больно ранит.
Очень важный метод обучения — пример. Дети имеют естественную склонность к подражанию. Родители совершают ошибки, полагаясь на метод положительного примера.
1. они выбирают людей, которые совсем не привлекают детей.
2. в качестве примера используется не сам ребенок или другой человек, а некоторые его действия или поведение. Предлагая что-то в качестве примера, важно также вселить в ребенка веру в собственные силы.
Ключевым моментом в развитии ребенка является формирование привычек.
Приемные родители должны не только формировать у детей новые здоровые привычки, но и искоренять вредные.
Важно помнить, что нельзя формировать более двух-трех привычек одновременно. Поэтому сначала подумайте, что вы считаете самым важным, на что еще можно закрыть глаза, а затем наметьте план действий. При формировании привычки ключевым элементом является тщательный первоначальный контроль, который сменяется эпизодами и переходит в самоконтроль.
Помните, что тщательный контроль нужен в самом начале. В противном случае вам придется начинать все с самого начала, чтобы снова настроить навык. Изначально нужно добиться энергетической точности.
Помните, что каждый успех вашего ребенка должен быть признан и отмечен.
Постарайтесь доступно и образно объяснить их разрушительность в борьбе с вредными привычками у детей. Не забывайте о контроле, ставя перед ребенком только реалистичные цели. Родители могут сосредоточиться только на исправлении недостатков ребенка и забыть о развитии новых достоинств и навыков.
Методы поощрения и наказания важно использовать в воспитании ребенка, но следует помнить об этой мере. Многочисленные наказания снижают их восприятие и пробуждают желание принимать их снова и снова по мере переживания проблемы, а это воспитывает тщеславие и эгоизм.
Помните, что вы должны хвалить ребенка за его поведение и поступки. Если ребенок делает что-то не так, не забудьте сказать ему, что вы верите в это, боретесь с этим и надеетесь, что это больше не повторится. Похвалив ребенка, не хвалите его за то же самое завтра. Чтобы получить поощрение сейчас, ребенок должен сделать больше, чем раньше.
Помните, что наказание и поощрение должны быть индивидуальными. Не наказывайте за сомнения. Обратите особое внимание на мотивы плохого поведения ребенка. Возможно, он просто хотел привлечь ваше внимание и убедиться, что вам это нравится. Поначалу, наказывая ребенка, не привлекайте всеобщего внимания.
Применение телесных наказаний показывает родителям их неспособность или неумение повлиять на ребенка каким-либо другим способом. Таким образом, они доказывают известную истину, что родители сильнее своих детей. Для одного ребенка не стоит забывать учитывать свою силу, ведь достаточно строгого вида и еще одного упрека.
В семье все взрослые должны учитывать требования ребенка. Дети должны точно знать, что можно, а что нельзя и почему.
Старайтесь избегать авторитаризма и диктатуры в воспитании. Иначе постоянный тотальный контроль над ребенком приводит к тому, что, не думая, он становится нескоординированным. Для приемных родителей чаще всего характерно желание направлять, а не развращать.
Также они должны четко понимать уровень развития ребенка и строить общение с ним в соответствии с этим.
Методы воспитания ребенка в приемной семье
Горгадзе М. В. Методы семейного воспитания детей // Научно-методический электронный журнал «Концепты». -2017. том 210-212. URL: http: //e-koncept. ru/2017/770754. htm.
Комментарий. В этой статье рассматриваются методы воспитания детей в приемных семьях. Освещаются родительские отношения с ребенком, приводятся наиболее эффективные методы воспитания и фессиональные методы для семей.
Семья является одним из ключевых факторов, играющих роль в формировании характера и социализации ребенка. Семья также понимается как единый функциональный социальный институт. Дети занимают в ней важное место. Все родители хотят для своих будущих детей доброй, образованной и подготовленной жизни. Для этого используются различные методы воспитания. Однако, к сожалению, в нашем мире есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Статистика показывает, что количество детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в 2015-20707 годах уменьшилось на 557 человек, в 2014-21264 годах — на 557 человек [2]. В чем же причины? Мы считаем, что одной из основных причин является неподготовленность патронатных воспитателей к приему детей, т. е. незнание практики патронатного воспитания. Это проблема, с которой сегодня сталкиваются потенциальные патронатные воспитатели.
Каковы отношения между родителями и детьми? По мнению Адлера, идеальный отец — это тот, кто одинаково относится к своим детям и принимает активное участие в процессе воспитания вместе со своей женой. Матери же проявляют истинную любовь к своим детям — любовь, которая направлена на их благополучие, а не на собственное материнское тщеславие. Эта здоровая любовь проистекает из искренней заботы о людях и позволяет матери развивать социальные интересы своих детей. Ее доброта по отношению к мужу, другим детям и обществу служит примером для ребенка, который усваивает эту более широкую модель социальной заботы, что в мире есть и другие важные люди, а не только члены семьи [1, 167-172].
По мнению социолога В. Г. Харчева, семья подобна браку. Это союз людей, у каждого из которых свои обычаи, своя история, свои эмоциональные реакции [3, 6]. Это определение, по-видимому, применимо к понятию «приемная семья». Связь и привязанность ребенка к матери возникает уже на эндометриальной стадии развития. Однако существует и вторичная привязанность (теория привязанности британского психолога Джона Боулби) — любить приемного родителя и считать его своим, и это может произойти в любом возрасте. В новых семьях попытки добиться исключительного внимания взрослых, как правило, приводят к тому, что ребенок наказывает родителя в соответствии с обычными методами. Если родители не имеют специальной подготовки, их жесткая реакция лишь усилит нарушение поведения ребенка, что может привести к самым неприятным последствиям и стать причиной отказа от ребенка.
Как приемные родители должны справляться с плохим поведением ребенка? Во-первых, необходимо изучить его историю. В какой семье он жил и рос до того, как попал в новую семью, и как вел себя раньше. Это поможет вам понять, как он ведет себя сейчас. Во-вторых, патронатным воспитателям необходимо следить за атмосферой в доме, которая должна способствовать скорейшему выздоровлению ребенка. Ведь у каждого ребенка, который жил в детском доме, интернате, есть психологические, психические и физические эманации. Эти дети не получили правильной материнской любви, «надежного отцовского плеча», поэтому главная задача приемных родителей — компенсировать ребенку все те эмоции, которые каждый ребенок должен получать от семьи.
Помимо любви к ребенку, приемные родители должны обладать добротой и терпением, чтобы приспособиться к детям. Отсутствие этих качеств у приемных родителей связано с желанием играть роль спасителя несчастных детей и поэтому является стрессовой ситуацией с конфронтациями, эмоциональными «всплесками». От тех, кто связывает судьбу с договорными детьми, требуется терпение и воспитательный оптимизм. В свое время А. С. Макаренко приводил оптимистические доводы, делая акцент на вере в лучшее в человеке, даже с риском совершения ошибок. Когда вы поймете, что любите, не стоит ждать от ребенка чего-то сверхъестественного, вы увидите плоды своих усилий.
Каждый метод связан с психофизиологическими особенностями ребенка, и незнание этих особенностей и их игнорирование не приведет вас к хорошим результатам. Мы предлагаем вам ознакомиться со следующими известными методами. Мы считаем их наиболее эффективными в процессе уменьшения количества детей в приемной семье.
— Методы убеждения: вы должны разговаривать с ребенком, но при этом проявлять определенную меру воздействия, если вы слушаете с открытым ртом, когда он вас спрашивает. Если вы будете много говорить и объяснять то, что давно известно, ваши слова превратятся в горох, отскакивающий от стен,
— Личный пример: хорошо известно, что дети похожи на зеркала и всегда отражают поведение своих родителей. Вы — модель, по которой дети строят свою будущую семейную жизнь. Поэтому, поощряя подражание в своих детях, вы должны привить им веру в собственные силы.
— Поощрение и наказание: необходимо помнить, что поощряется именно поведение и работа, а не черты характера. Другими словами, ребенок хороший, но сегодня заслуживает похвалы за то, что он что-то сделал. Наказания следует применять с осторожностью, потому что горе ребенка переживается и запоминается надолго. Применяя наказание, убедитесь в его справедливости. Не наказывайте за сомнения. Изначально предпочтительнее наказывать ребенка наедине «Конфиденциально». Кроме того, в отношении договорных детей следует обратить пристальное внимание на мотив проступка. Иногда за поступками ребенка стоит желание любым способом привлечь к себе внимание, чтобы проверить, действительно ли его любят и какие границы он имеет.
Ошибки семейного воспитания. Способы избежать ошибок заложены в известной формуле. Воспитывайте своего ребенка (и это касается приемных родителей) как чужого или чужого ребенка. Механизм применения следующий Вы должны представить себя на месте провинившегося ребенка вашего соседа. Часто родители более правдиво оценивают промахи своих морально безответственных детей. Таким образом, можно избежать многих конфликтов. Это, по стечению обстоятельств, гораздо болезненнее и лучше запоминается детьми.
Многие родители также совершают ошибку, концентрируясь на исправлении недостатков, а не на развитии желательных свойств и навыков. Для приемных родителей освобождение от вредных привычек — актуальная задача, но в то же время важно помнить, что фундамент должен быть заложен в пространстве. Всегда легче строить, чем перестраивать. Легче научить работать, чем бороться с ленью; легче привить щедрость, чем искоренить жадность.
О. И. предоставила методику «мой ребенок» И. Бочкаревой и И. А. Хоменко пяти семей с приемными детьми. Вот некоторые из них: считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему? Замкнут ли ваш ребенок после замечаний? Что вас беспокоит в вашем ребенке — как вы с этим справляетесь? Как вы обычно общаетесь со своим ребенком? Отвечаете ли вы на все его вопросы? Даете ли вы ребенку возможность выговориться, даже если его рассуждения кажутся вам глупыми? Наказываете ли вы своего ребенка и как он/она реагирует? Решаете ли вы его/ее проблемы вместе с ним/ней? Считаете ли вы свои знания о родительской заботе достаточными? Из каких источников вы черпаете информацию о родительской заботе? Что, по вашему мнению, является самой большой проблемой в воспитании вашего ребенка? Что бы вы изменили в своих отношениях с ребенком?
Данные анкетирования и исследования позволяют сделать следующие выводы Приемные родители считают, что обладают достаточными знаниями о ребенке, находящемся под их опекой После комментариев некоторые родители находят закрытость и чувствуют отчуждение от своих детей — даже если они выглядят глупо — и все родители хотят иметь маленьких детей.
В любом случае, приемные родители счастливы иметь таких детей. Конечно, трудно быть по-настоящему местным для таких детей, но без препятствий не бывает успеха.
Вот наиболее распространенные особенности механизмов влияния на личность ребенка и помогают приемным родителям избежать ошибок, пока они не выработали свой собственный взгляд на проблему нянькиных детей. В море вопросов на вечную тему «отцы и дети».
2. онлайн-проект Министерства образования Российской Федерации Министерство государственной политики в сфере защиты прав ребенка [электронный ресурс] URL: http: //www. usynovite. ru/statistics/2015/5/ (дата обращения: 04. 05 . 2017)
3 Решатов П. А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: рабочий учебник. — М.: 2006, № 52.
Методы воспитания ребенка в приемной семье
Этот пример начинает воздействовать на детей раньше, чем многие другие методы воспитания. Частота, с которой дети копируют своих родственников-родителей, хорошо известна. Поэтому хорошо известно, что спокойные и уравновешенные родители и даже младенцы меньше плачут. Несправедливо Сенека утверждает, что Эффект этого примера основан на естественной склонности ребенка к подражанию.
Подражание развивается из игрового подражания в подражание жизни. А в знаменитой игре «мать и дочь» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, но и в определенной степени практикуются в моделировании своей будущей семейной жизни. Следовательно, наблюдение за игрушками детей позволяет им взглянуть на себя в кривое зеркало, попытаться что-то исправить и подбросить непредусмотренный материал для дальнейших игр. Поощрение подражания должно привить ребенку веру в собственные силы.
В официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемым методом было то, что учителя называли убеждением, когда использовали слова. Но очень часто дети не любят их слушать, когда им хотят многое сказать о том, как они должны себя вести. И, по мнению психологов, существует три формы поведенческих реакций у детей, отказывающихся от указаний Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, он занят своими мыслями, своими фантазиями — если он смотрит вниз, он не только не понимает, что ему говорят, он категорически не согласен, отвергает и находит свои собственные аргументы — даже если он смотрит или кивает, вроде бы соглашаясь, это просто обманчиво, оригинал будущего скептика. В последнем случае проще достучаться до сознания ребенка. Возникает вопрос: а не поговорить ли с ребенком вообще? Говорить-то говорите, но представьте себе точный масштаб воздействия. Самые простые цифры таковы Дошкольный и школьный возраст — рассказ в форме яркой и эмоциональной презентации; подростковый возраст — т.е. форма вопрос — ответ; ранний подростковый возраст — спор — аргумент, дискуссия. В результате с детьми нужно и необходимо разговаривать, а подростков, мальчиков и девочек, просить слушать нас с открытым ртом и горящими глазами, пока они не согласны. Только так можно избежать распространенной ошибки, которую совершают многие учителя, пытаясь объяснить то, что давно известно. (Слова превращаются в горох, отскакивающий от стен).
Существует группа методов, которые признаны как дающие больший контакт с человеком. Это методы поощрения и наказания. Механизмы их воздействия таковы Поощрение вызывает положительные чувства и последующее поведение и действия, которые интегрируются в поощряемое поведение. А наказание подразумевает негативные чувства, которые оказывают сдерживающее влияние на совершаемые действия.
Следует помнить, что характер — это не черта характера, а представление о том, что ребенок хорош в чем-то, например, в поведении или работе, но что сегодня его стоит похвалить за хороший поступок. И если сегодня похвалили за поступок, то завтра не хвалят, а считают само собой разумеющимся. Теперь, чтобы получить поощрение, ребенок должен сделать больше, чем он уже сделал. Это стимулирует его моральные качества. Вообще, следует с большой осторожностью относиться к наказаниям, поскольку хорошо известно, что огорчение переживается энергичнее и запоминается сильнее, чем удовольствие. Дети очень болезненно воспринимают несправедливость, и их нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были убеждены, что виноват именно этот ребенок, а не другой, не сосед, не кошка или собака, «не пойман — не вор». Чрезмерная уверенность в своих различиях может привести к непоправимым ошибкам, наказывая невиновных. Также рекомендуется, по крайней мере на первых порах, наказывать детей «конфиденциально», особенно не привлекая внимания общественности. Кроме того, в отношении договорных детей следует обращать пристальное внимание на мотив совершения преступления. Иногда за действиями ребенка стоит желание всеми возможными способами привлечь к себе внимание и проверить, действительно ли он любит и на что эта любовь распространяется.
Вопрос о физических наказаниях требует особого обсуждения. Как бы мы ни одобряли их полное исчезновение, как бы ни предостерегали родителей, мы должны обратиться к правде и признать, что в некоторых семьях Зона часто является самым веским аргументом. Однако такое поведение может доказать, что взрослые сильнее детей, и это общеизвестно. Следовательно, применение телесных наказаний показывает, что родители не совсем лишены возможности обозначить свою неспособность и по-настоящему повлиять на своих детей. А если учесть, что подростки в 14-15 лет уже могут постоять за себя и с этого возраста получают поощрение, то родители могут потерпеть полное поражение. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо четко понимать механизмы взаимодействия физического наказания ребенка и его психики.
В теории и практике образования хорошо известны ошибки, связанные с нарушением требований к использованию методов обучения. Кроме того, существуют распространенные ошибки в семейном воспитании, обусловленные стилем взаимоотношений между родителями и детьми. Одна из самых распространенных — так называемые «родительские ножницы», или противоречие требований взрослых. Когда мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка разрешает все, а дедушка — ничего, ребенок полностью теряет ориентацию. В результате формируется установка: когда все
нельзя, значит, все можно. А ребенок должен точно знать, что нельзя и почему или, где можно, где нельзя.
Например, после жалоб воспитательницы детского сада мама, считавшая, что лазить по деревьям и заборам — вполне естественное желание в год мальчика Б, объяснила эти увлекательные занятия своему малышу в детском саду ниже. Маль, не все мальчики и девочки умеют лазить по деревьям и падать, поэтому лучше выбрать другое место. Не все приспособлены к воде и могут заболеть, наступив в нее. Все это было сказано уважительным и серьезным тоном, и юноша согласился с доводами матери.
Родители также неправильно относятся к воспитанию, поскольку сосредоточены на исправлении недостатков, а не на формировании желательных черт и навыков. Конечно, освобождение от вредных привычек — очень актуальный вопрос для приемных родителей, но при этом важно помнить, что фундамент нужно закладывать на пустом месте.
Как избежать ошибок — известная формула. Растите своего ребенка как чужого или чужого ребенка (а это делается для приемных родителей) как своего собственного. Механизм применения следующий Вы должны представить себя на месте провинившегося соседского ребенка. Часто родители более правдиво оценивают промахи своих морально безответственных детей. Таким образом, можно избежать многих конфликтов. По совпадению, дети помнят больше, с большей болью.